Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Как известно, выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Процедура выборов - не изобретение современной человеческой цивилизации.
Этот институт возник в первобытном обществе, задолго до появления государства. С развитием человеческого сообщества, он усложнялся, вбирал в себя новые формы, способы выявления итоговых результатов волеизъявления.
Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.
Особенностью современного подхода к стратегическому планированию является приоритетный и целенаправленный поиск соответствующими методами факторов, направлений, стратегий, сценариев развития событий, позволяющих получить определенное преимущество в конкурентной борьбе за счет неожиданных и нестандартных действий. Кроме того, в современном стратегическом планировании очень много внимания уделяется факторам функционирования внешней, а не внутренней для организации среды.
Надо отметить, что основным ресурсом избирательной кампании является личность кандидата. Хотя существует весьма распространенное убеждение, что основной ресурс избирательной кампании - это финансовые средства, причем, чем больше, тем лучше.
Однако в отсутствии конкретного человека избирательная кампании просто не может быть проведена и осуществлена.
В этом смысле очень показательной является борьба за кресло депутата по Избирательному одномандатному округу № 13 в процессе выборов в Мосгордуму в 2019 году.
Мы рассмотрим избирательные кампании двух претендентов: И.В. Бускина и И.Б. Лифанцева, которые являются, на наш взгляд весьма эффективными, хотя кандидаты имели весьма различные исходные условия к моменту выборов в Мосгордуму.
Цель исследования заключается в анализе стратегий позиционирования кандидатов в сравнительной перспективе на примере избирательной кампаний в Мосгордуму 2019 года.
Объект исследования - избирательная кампания.
Предмет исследования - стратегии и тактики кандидатов в процессе избирательных кампаний.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть основные ресурсы избирательной кампании;
- изучить реализацию стратегии избирательной кампании;
- проанализировать основные тактические направления;
- провести анализ избирательной кампании Бускина Игоря Владимировича;
- проанализировать избирательную кампанию Лифанцева Ильи Борисовича;
- определить эффективность избирательной кампании Бускина Игоря Владимировича;
- установить эффективность избирательной кампании Лифанцева Ильи Борисовича.
Степень разработанности темы. Исследованию стратегии и тактики ведения выборных компаний посвящены труды таких отечественных исследователей, как: Е.Малкин, Е. Сучков, О.П. Кудинов, А.А. Малькевич, О.А. Матвейчев, Ю.В. Новиков, С.Ф. Лисовский, В.А. Евстафьев и другие.
При написании работы был использован метод анализа литературы, а также методы анализа, синтеза и сравнения.
Структура ВКР определена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ: ФУНКЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
1.1Основные ресурсы избирательной кампании
Говоря об основных ресурсах избирательной компании, следует отметить, что деньги являются хотя и одним из основных ресурсов, но вовсе не единственным, а часто и не самым главным.
Помимо финансовых средств к основным ресурсам избирательной кампании следует отнести также качества самого кандидата, опорную общественно-политическую структуру (партию, в более широком смысле - команду) и время. Далее мы остановимся на особенностях каждого из основных ресурсов и обсудим взаимосвязь между ними[ Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М.: SPSL, 2002. С. 74].
С ресурсной точки зрения кандидат в идеале должен обладать следующими качествами:
1. Наличие первоначальной (до начала кампании) узнаваемости и популярности кандидата у избирателей (хороший стартовый рейтинг);
2. Возможность формирования яркого положительного образа кандидата под значимую базовую группу избирателей. Эта возможность определяется личностными качествами и биографическими данными кандидата, а также через анализ электоральных предпочтений избирателей на предстоящих выборах. Иногда - на наш взгляд не совсем точно - говорят о наличии у кандидата харизмы;
3. Наличие у кандидата опыта участия в избирательных кампаниях;
4. Воля к победе кандидата, его готовность принять все морально-психологические и физические перегрузки, связанные с избирательной кампанией;
5. Наличие у кандидата других ресурсов для проведения своей кампании или возможность привлечь ресурсы со стороны. В этом плане кандидат является таким ресурсом кампании, который порождает и иные виды ресурсов[ Кудинов О.П. Модели поведения россиян на выборах как основа разработки стратегии избирательной кампании [Электронный ресурс] // Материалы научн.-практ. конф. «Выборы в Российской Федерации» / Под ред. М.Б. Горного. – СПб.: С.-Петерб. гуманит.-политол. центр «Стратегия», Ин-т развития избирательных систем, 2002. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/ page23.html.].
Среди перечисленных качеств абсолютный характер носит только воля к победе. Людские и материальные ресурсы, имидж, опыт популярность являются в данном контексте делом времени, они наживаются, к тому же многое из этого перечня может компенсироваться за счет избытков других ресурсов. Ничем не может быть компенсирована только воля кандидата к победе.
Выборы представляют собой своего рода противоборство, и как и в любой драке, зачастую выигрывает не самый сильный участник, а самый «оголтелый». Кандидат в процессе предвыборной и выборной кампании должен отбросить сомнения и колебания, прекратить взвешивать «за» и «против». Колебания допустимы для стадии принятия решения об участии в выборах, как только решение принято, колебания здесь недопустимы.
Но коль скоро кандидат решил ввязаться в кампанию, то на время ее проведения он должен превратиться в своего рода носорога (или, по удачному выражению А. Лебедя, в «летящий лом») и не иметь никакой иной жизненной цели, кроме победы на выборах.
Здесь следует сделать оговорку, что встречаются такие кандидаты, которые изначально по многим параметрам превосходят всех остальных кандидатов по известности, которым не потребуется проведение сложной и дорогостоящей выборной кампании.
Например, переизбираясь на должность мэра Москвы в 1996 году, Ю.М. Лужков практически не занимался организацией выборной кампании. Он победил с огромным опережением по количеству голосов своих соперников. Но такие случаи бывают достаточно редко. Остальным необходимо проведение качественной выборной кампании.
Однако экстремальные случаи бывают не часто, в основном кандидатам требуется проведение выборной кампании, и здесь воля кандидата к победе является решающим, одним из основных факторов.
Надо отметить, что личность конкретного кандидата в депутаты является основой для появления и других ресурсов его избирательной кампании. Под особенности личности и ее репутации в политических кругах и формируется команда, которая и будет осуществлять мероприятия выборной кампании данного человека. Под него составляется конкретный перечень мероприятий, которые обязательно надо провести в рамках данной выборной кампании.
Надо отметить, что и финансирование часто дается под конкретную личность, которая представляется перспективной с данной точки зрения.
Для России довольно типична ситуация, когда кандидат финансирует кампанию за счет своих средств[ Кудинов О.П. Модели поведения россиян на выборах как основа разработки стратегии избирательной кампании [Электронный ресурс] // Материалы научн.-практ. конф. «Выборы в Российской Федерации» / Под ред. М.Б. Горного. – СПб.: С.-Петерб. гуманит.-политол. центр «Стратегия», Ин-т развития избирательных систем, 2002. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/ page23.html.].
На кандидате во многом замыкаются не только основные, но и дополнительные ресурсы (т.е. ресурсы, появляющиеся в кампании благодаря задействованию основных).
К числу таких ресурсов можно отнести:
- людские ресурсы (количество активистов, которое удается привлечь к проведению кампании);
- политические ресурсы (связи кандидата с властью, политическими и общественными организациями);
- интеллектуальные ресурсы (специалисты);
- информационные ресурсы (связи со СМИ);
- материальные ресурсы (помещения, связь, транспорт и т.д.)[ Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. – М.: SPSL, 2002. С. 83].
Наличие или отсутствие перечисленных дополнительных ресурсов определяется в первую очередь тем, кто является кандидатом. Это еще раз подтверждает наш тезис, что кандидат - главный ресурс избирательной кампании.
В последнее время многие избирательные технологи говорят об административном ресурсе. По сути дела, административный ресурс - это некий комплекс дополнительных ресурсов, которыми обладает кандидат, находящийся у власти или поддерживаемый ею.
Поскольку административный ресурс очень часто абсолютизируется, остановимся на его роли несколько подробней.
В российских избирательных кампаниях встречалось и продолжает встречаться три метода использования административного ресурса:
1. Прямое административное давление на избирателей, включая подкуп, угрозы и подтасовку голосов. Вообще говоря, такие методы являются скорее предметом уголовного кодекса, а не избирательных технологий. Но и с чисто электоральной точки зрения их нельзя признать особо эффективными, особенно в долгосрочном плане;
2. Давление на конкурентов. Здесь арсенал средств весьма разнообразен, начиная от «отстрела» соперников на этапе сбора подписей и снятия их с регистрации и заканчивая информационной блокадой конкурентов. Следует подчеркнуть, что давление на конкурентов - палка о двух концах. Она может дать повод некоторым соперникам разыграть весьма выигрышный образ «пострадавшего за правду»[ Кудинов О.П. Модели поведения россиян на выборах как основа разработки стратегии избирательной кампании [Электронный ресурс] // Материалы научн.-практ. конф. «Выборы в Российской Федерации» / Под ред. М.Б. Горного. – СПб.: С.-Петерб. гуманит.-политол. центр «Стратегия», Ин-т развития избирательных систем, 2002. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/ page23.html.
];
3. Наиболее эффективным является третий метод: использование административного ресурса для построения собственной кампании согласно современным избирательным технологиям. Именно к такому методу прибегают все чаще в последнее время кандидаты «от власти»: ведение кампании отдается команде специалистов, в распоряжение которой предоставляется весь комплекс административных ресурсов.
Очень часто власть одновременно задействует все три метода использования административного ресурса.
Что касается моральных аспектов обсуждаемой проблемы, то, по мнению авторов, использование административного ресурса, за редкими исключениями, объективно искажает сознательное волеизъявление избирателей. В этом смысле его следует отнести к грязным технологиям, причем наиболее грязным и нечестным, какие только применяются в избирательных кампаниях[ Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. – М.: SPSL, 2002. С. 82].
Вернемся к обсуждению основных ресурсов.
Команда кандидата может формироваться за счет различных источников. Если кандидат является представителем какого-либо движения или партии, которые обладают определенной организационной структурой в данном избирательном округе, то ресурсы этих структур автоматически поступают в распоряжение кандидата. Однако, если кандидат не является членом какой-либо партии, но договорился с ней о взаимовыгодном сотрудничестве, то он вполне может получить опору на политическую структуру этой партии[ Кудинов О.П. Модели поведения россиян на выборах как основа разработки стратегии избирательной кампании [Электронный ресурс] // Материалы научн.-практ. конф. «Выборы в Российской Федерации» / Под ред. М.Б. Горного. – СПб.: С.-Петерб. гуманит.-политол. центр «Стратегия», Ин-т развития избирательных систем, 2002. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/ page23.html.].
Часто команда кандидата формируется из его ближайшего окружения или на базе тех или иных государственных, производственных, коммерческих или общественных структур, с которыми кандидат связан (так называемые базовые организации избирательной кампании).
Команда представляет собой ничем не заменимый ресурс в части организации непосредственной работы с избирателями (оргмассовое направление избирательной кампании).
С другой стороны, слабость кандидата в ресурсной части может быть скомпенсирована хорошей командой: отсутствие у кандидата опыта избирательных кампаний компенсируется опытными специалистами штаба; его недостатки как публичного политика устраняются работой имиджмейкеров; для аккумуляции дополнительных ресурсов вместо связей кандидата можно использовать связи членов команды и т.д. Единственное, что не сможет скомпенсировать никакая команда - это отсутствие у кандидата достаточной воли к победе[ Кудинов О.П. Модели поведения россиян на выборах как основа разработки стратегии избирательной кампании [Электронный ресурс] // Материалы научн.-практ. конф. «Выборы в Российской Федерации» / Под ред. М.Б. Горного. – СПб.: С.-Петерб. гуманит.-политол. центр «Стратегия», Ин-т развития избирательных систем, 2002. – Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/ page23.html.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации // Основные кодексы и законы Российской Федерации. - СПб.: ИД «Весь», 2003. - 992 с.
2.Авакьян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С. 51-68.
3.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. - М.: Норма, 2011. - 375с.
4.Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Просвещение, 2014. - 354с.
5.Аничикин И.М. Повышение эффективности административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан: проблемы и перспективы / И.М. Аничикин // Современное право. - 2015. - № 10. - С. 26 - 29.
6.Аравина Т.И. Лоббизм: национальные образы и степень социальной преемственности // Социологические исследования. - 2012. - № 9. - С. 59-64.
7.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 211с.
8.Багмет A.M. Особенности квалификации подкупа избирателей как вида электоральной коррупции / A.M. Багмет, Е.И. Бычкова // Юридический мир. - 2014. - № 2. - С. 9 - 12.
9.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. / Г. Беккер. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 320с.
10.Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть // Власть. - 2011. - №9. - С. 5 - 7.
11.Бондарь С.Н. Предвыборная агитация: теория и практика[Текст]: Монография/С.Н. Бондарь. - М.: Городец, 2004. - 220 с.
12.Борисов И.Б., Заславский С.Е. Партии на выборах[Текст]/И.Б. Борисов, С.Е. Заславский.-М.: Европа, 2007. - 128 с.
13.Бородин С.В. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. - 2011. - № 5. - С. 13 - 17.
14.Бродовская Е.В. Демократический транзит в постсоветской Россиии [Текст]/Е.В. Бродовская // Государство. Политика. Общество: материалы российско-польской политологической школы/ под. Ред. И.А. Батаниной. - Тула: Изд-во ТулГу, 2007. - С. 38-56.
15.Бузин А.Ю., Любарев А.Е. Преступление без наказания: Административные избирательные технологии федеральных выборов 2007-2008 гг. - М.:ЦКП «Никколо М», Центр «Панорама». 2008 г. - 284с.
16.Бычкова, Е.И. Совершенствование мер ответственности за преступления против избирательных прав граждан / Е.И. Бычкова // Современное право. - 2014. - № 5. - С. 109 - 112.
17.Бычкова, Е.И. Фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ): особенности предмета преступления / Е.И. Бычкова // Российский следователь. - 2014. - № 7. - С. 26 - 29.
18.Веденеев Ю.А. Избирательное право и избирательный процесс. Москва. Норма. 1999.стр.27-35.
19.Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. - 2016. - №8. - С. 17 - 19.
20.Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура. // Журнал российского права. 1998. № 10/11.
21.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2013. - 528с.
22.Вешняков А.А. Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Установление результатов выборов и их опубликование// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко; научная редакция Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - стр. 390-408.
23.Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями: Учебное пособие для вузов / С.В. Володенков. - М.: Издательство Московского университета, 2015. - 312с.
24.Воронин А.Избирательное право и избирательный процесс в России: прошлое и настоящие (региональный аспект). Тамбов. ТГТУ. 2000. 296с.
25.Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Москва. Весь мир. 2000.296с
26.Выборы органов государственной власти РФ, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000 174с.
27.Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007. 240с.
28.Выдрин И.В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов власти. Государство и право. 1996. №6. С. 29-34.
29.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебник для ВУЗов. - М.: ЛОГОС, 2011. - 540с.
30.Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. - М.: МЮИ МВД России, 2014. - 293c.
31.Догадин, А.О. К вопросу об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства / А.О. Догадин // Административное право и процесс. - 2014. - № 6. - С. 73 - 75.
32.Зиновьев А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России [Текст] / / Государство и право. А.В. Зиновьев. - М.: Полис, 1995. - 423 с.
33.Иванов В.Н., Патрушев. В.И. Социальные технологии[Текст]: Монография/ В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, - М.: Муниципальный мир, 2004. - 488 с.
34.Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. (Монографическое исследование). Москва. Издательство «Весь мир».1996. 312с.
35.Игнатов В.Т. Технология избирательной компании[Текст]/ В.Т. Игнатов, С.А. Кислицин. - Москва - Ростов-на-Дону: МарТ, 2004.-271 с.
36.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Москва. Норма. 1999. 856с
37.Избирательный процесс в России и Европе. Спб. Броктауз Эфронь. 2001. 213с.
38.Интернет-мониторинг выборов в России (новая гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии - 2000+»).Аналитический доклад по результатам проекта. [Текст]/М.: МИПО РЕПРО, 2001.- 98с.
39.Казанчев Ю.С. Выборы депутатов Госдумы: Как они проводятся? [Текст] / / Ю.С. Казанчев. - М.: Ориентир, 1995. - 369 с.
40.Караев Р.Ш. Детерминанты электоральной пассивности в современной России / Р.Ш. Караев, Л.Р. Акопян // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С 46 - 48.
41.Клименко В.Е. Предприниматели и избирательная кампания в России: цели и задачи [Текст] / / В.Е Клименко. - М.: Юлит, 1995. - 298 с.
42.Клямкин И.И. Предвыборный лабиринт [Текст] / / И.И Клямкин. - М.: Пифон, 1995. - 233 с.
43.Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003. - 585с.
44.Колюшин Е.А. Как выдвигают кандидатов в депутаты [Текст] / / Е.А. Колюшин. - М.: Промис, 1995 - 378 с.
45.Колюшин Е.А. Финансирование выборов [Текст] / / Е.А. Колюшин. - М.: Промис, 1995. - 371 с.
46.Колюшин Е.И. Судебная защита избирательных прав граждан [Текст]/ Е.И. Колюшин.-М.: Юридическая литература, 2005. - 144 с.
47.Комментарий к федеральному закону Рос. Федерации «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Текст] Под.общ. ред. Е.И. Коклюшкина.-М.: Книга Сервис, 2003. - 576 с.
48.Коновальчиков Я.А. О контроле, осуществляемом политическими партиями в избирательном процессе / Я.А. Коновальчиков // Российский юридический журнал. - 2017. - № 4. - С. 74 - 80.
49.Кораблёв В.Г., Кузакбирдиев С.С., Цишковский Е.А. Написание, оформление и защита дипломной работы: Учебно-методическое пособие. -4-е изд., перераб. и доп. -Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2009. - 153 с.
50.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.; СПб.; К.: Изд. дом «Вильямс», 2002. - 944 с.
51.Кудинов О.П. Модели поведения россиян на выборах как основа разработки стратегии избирательной кампании [Электронный ресурс] // Материалы научн.-практ. конф. «Выборы в Российской Федерации» / Под ред. М.Б. Горного. - СПб.: С.-Петерб. гуманит.-политол. центр «Стратегия», Ин-т развития избирательных систем, 2002. - Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/media/rfelec_gor/ page23.html.
52.Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 469 с.
53.Кулев М.К. Краткая информация о проведении выборов. Мексика: 1994 [Текст] / / М.К. Кулев. М., 1994. - 236 с.
54.Куликов М.Ю. Злоупотребление избирательными правами избирателями, наблюдателями и иными участниками избирательного процесса / М.Ю. Куликов // Избирательное право. - 2015. - № 2. - С. 25 - 32.
55.Куликов М.Ю. Формы и виды злоупотреблений избирательными правами (классификация злоупотреблений избирательными правами) / М.Ю. Куликов // Избирательное право. - 2015. - № 4. - С. 16 - 25.
56.Куталиев А., Попов А. Эффективность рекламы. - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.
57.Лакехин М.А. Проблемы криминализации фактов фальсификации избирательных документов, документов референдума и итогов голосования: пути решения / М.А. Лакехин // Современное право. - 2016. - № 5. - С. 93 - 103.
58.Лапаева В.В. Выборы 1995 г.: Опыт участия политических партий в избирательном процессе [Текст] / / Законодательство и экономика В.В. Лапаева. - М.: Торус, 1996. - 385 с.
59.Левчик Д.А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избирательной кампании[Текст] / / Полит. науки Д.А. Левчик. - М.: Вестн. Моск. ун-та., 1995. - 389 с.
60.Логинов Г.В., Попов Е.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2. - С. 3-16.
61.Макарцев А.А. Злоупотребление избирательными правами: теоретико-правовые основы и проблемы правового ограничения / А.А. Макарцев // Избирательное право. - 2015. - № 1. - С. 12 - 18.
62.Макарцев А.А. Использование преимуществ должностного или служебного положения в ходе избирательной кампании как форма злоупотребления правами / А.А. Макарцев // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 11. С. 895 - 901.
63.Малкин Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства [Текст]/Е. Малкин, Е. Сучков.- М.: Русская панорама, 2003. 421с.
64.Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М.: SPSL, 2002. - 464 с.
65.Мастюков Н.Ю. Ответственность как способ защиты избирательных прав граждан / Н.Ю. Мастюков // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 6. - С. 37 - 42.
66.Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. Вестник ЦИК РФ. 1998. № 9. С. 37-40.
67.Научно-практиеский комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». - М.: Типография «Новости», 2003. - 896 с.
68.Нудненко Л.А.; Невинский В.В Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г.[Текст] / / Л.А. Нудненко. - Барнаул: ВОЛИТ, 1994. - 418 с.
69.Ольшанский Д.С. За кем теперь пойдет электорат? [Текст] / / Д.С. Ольшанский. М.: Пегас, 1995. - 406 с.
70.Основы политологии. Курс лекций под редакцией професора В.П. Пугачева. [Текст] // В.П. Пугачев. - М.: ВЕГА, 1992. - 327 с.
71.Петров Н.А. Выборы органов представительной власти [Текст] // Мировая экономика и междунар. отношения. Н.А. Петров. - М.: Прогресс, 1995. - 351 с.
72.Полубояров М.Г. Стартовый потенциал выборного марафона: Пресса о перспективах проведения выборов и об избирательном законодательстве Федер. Собр [Текст] / / М.Г. Полубояров. - М.2001. 321с.
73.Попова А.Е. Сравнительный анализ способов регистрации избирателей и альтернативных форм голосования в Российской Федерации и зарубежных странах / А.Е. Попова, Л.А. Дольникова // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 2. - С. 45 - 48.
74.Постников А.Е. Избирательное право России. Инфра. Москва. 2000. -312с.
75.Сербин М.В. Проблемы избирательного права России / М.В. Сербин // Lex russica. - 2017. - № 2. - С. 217 - 222.
76.Симонишвили Л.Р. Проблема абсентеизма в избирательном праве современной России / Л.Р. Симонишвили // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 2. - С. 3 - 6.
77.Симонов К.В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. - 152 с.
78.Сорокина Н.В. Уголовная ответственность за преступления в области избирательного законодательства / Н.В. Сорокина // Бизнес. Образование. Право. - 2017. - № 3. - С. 156 - 162.
79.Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций) Москва. Издательство А-Приор, 2007.- 160с.
80.Выборы в Мосгордуму: соцсети неоднозначно отреагировали на выдвижение некоторых кандидатов //https://newdaynews.ru/moskow/664060.html
81.Зеленый стандарт Бускина - buskinigor: все о телеграм канале: buskinigor// https://tlgbot.ru/kanal/3578641-zelenyy-standart-buskina.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
82.Обход территории района пройдет во дворах на Радужной и Лётчика Бабушкина//https://gazeta-babushkinsky.ru/obhod-territorii-rajona-projdet-vo-dvorah-na-raduzhnoj-i-lyotchika-babushkina/
83.СВАО. Игорь Бускин. Причины выдвижения в депутаты Мосгордумы https://rutube.ru/video/23cb42220cd3ac3a158018b543ebb5b4/
84.https://vk.com/wall549592301_589
85.Депутат Мосгордумы Илья Лифанцев //https://www.youtube.com/watch?v=CbS0mRN5d2k
86.Новый состав Мосгордумы. Игорь Бускин. Директор парка, краевед, коллекционер//https://dzen.ru/a/Xcw_fDS7BHOZYvEE
87.VOTE.MOSCOW: Сравниваем депутатов в МГД// https://vote.moscow/district/13/candidate/50
88.Бускин Игорь Владимирович//Политики Москвы//https://votegd.com/people/285-buskin-igor/
89.Выборы в Мосгордуму 2019: онлайн, явка, экзит-полы, результаты. Как шло голосование и каковы итоги// https://www.mk.ru/politics/2019/09/08/vybory-v-mosgordumu-2019-onlayn-yavka-ekzitpoly-rezultaty.html
90.Выборы в Мосгордуму 2019 - 2019 Moscow City Duma election// https://alphapedia.ru/w/2019_Moscow_City_Duma_election